Истории

Ученые РАН в Петербурге разрабатывают аккумуляторы автомобилей будущего

Эти удивительные батареи на базе литий-ионных технологий в 5-10 раз мощнее, чем их ближайшие аналоги.

Больше энергии – больше возможностей

Ученые всего мира сегодня бьются над созданием новых типов накопителей энергии на базе литий-ионных технологий. Литий-ионные аккумуляторы уже изменили мир, подарив нам компактные и легкие сотовые телефоны, ноутбуки и другую технику, способную долго сохранять заряд батареи и радовать нас множеством функций. Эти удивительные батареи в 5-10 раз мощнее, чем их ближайшие аналоги.

фото: Сергей Ермохин

При этом их возможности постоянно расширяются. Маленькие энерджайзеры нужны в медицине (особенно в системах жизнеобеспечения), для работы в условиях севера, для создания гибридных автомобилей, беспилотных летательных аппаратов, беспроводных электроинструментов, новой фото- и кинотехники, игрушек, роботов, умных домов... Они способны накапливать энергию солнца, ветра, воды и долго сохранять ее, в нужное время предоставляя потребителям. Больше энергии – больше возможностей.

По прогнозам американских компаний, через 25 лет половина всех новых автомобилей, которые сойдут с конвейера, будут гибридными.

Лаборатория литий-ионных технологий есть и в петербургском Физико-техническом институте имени А.Ф. Иоффе РАН. В начале этого года здесь открылся опытно-экспериментальный комплекс, оборудованный самым современным технологическим и инженерным оборудованием.

Зарядка за счет солнца

«Наша цель – разработка новых типов литий-ионных аккумуляторов и батарей как для транспорта, так и для энергетики, в том числе возобновляемой – солнечной и ветровой, – рассказал «МР» Василий Жданов, заведующий лабораторией. – Литий-ионные батареи не требуют обслуживания, длительное время безотказно работают при высоких и низких температурах. Это очень эффективный накопитель!»

Василий Валерьевич показал и батарею для гибридного автомобиля – она может в течение нескольких секунд разогнать автомобиль до скорости в 100 километров в час, а дальше подзаряжается от двигателя внутреннего сгорания. А по прогнозам американских компаний, через 25 лет половина всех новых автомобилей, которые сойдут с конвейера, будут гибридными.

Сейчас задачи ученых – создание аккумуляторов большой мощности и емкости под заданные цели и в целом удешевление технологий, поиск оптимальных материалов

Литий-ионным технологиям уже 20 лет, они начали свой путь на рынок благодаря японской компании Sony, которая впервые выпустила аккумуляторы для сотовых телефонов. Сейчас задачи ученых – создание аккумуляторов большой мощности и емкости под заданные цели и в целом удешевление технологий, поиск оптимальных материалов.

«Мы испытываем различные активные материалы, которые синтезируются у нас или в других институтах, странах и лабораториях. После того, как мы убедимся, что материал подходит для дальнейшего применения, начинается стадия адаптации его к процессу разработки аккумулятора с заданными свойствами. Например, кому-то из заказчиков нужны большие мощности, а кому-то – чтобы работал при низких или высоких температурах», – объясняет руководитель лаборатории. Тут же он показал нам небольшой аккумулятор для дайвинга. Можно плавать, пока не замерзнешь!
 

share
print