Истории

Почему памятники в Петербурге загажены

В Петербурге полным ходом идет месячник по благоустройству — моют улицы и фасады. Зато городские скульптуры и памятники по-прежнему пребывают в загаженном состоянии.В комитете по благоустройству говорят, что за памятники не отвечают.В Музее городской скульптуры утверждают, что обязаны поддерживать в хорошем состоянии только «свои» памятники и те, за которые им платят. Таковых много, больше половины, но что делать тем монументам, которые остались без хозяина?

В кинотеатре «Родина», проходит итальянский кинофестиваль, гостей которого встречают на Манежной площади бронзовые скульптуры итальянских зодчих. Все они на разные лады разукрашены птичьим пометом, который не смылся даже после воскресных дождей. На месте делегированных на фестиваль итальянцев мне было бы обидно. И расположены-то статуи невысоко, так что специальный подъемный кран для помывки вызывать не обязательно.
 
В принципе, опираясь на опыт прошлых лет, нельзя утверждать, что памятники брошены на произвол судьбы: обычно повальное мытье начинается в мае, когда температура воздуха уж точно не опускается ниже нуля. В туристический пик: май-июнь — гостей города встречают свежеотмытые знаменитости.
 
  • It-zod (1)

    Георгий МАЕВ

  • It-zod (3)

    Георгий МАЕВ

  • It-zod (2)

    Георгий МАЕВ

 
Особо значимые для города памятники — вроде Пушкина и Медного всадника — положено мыть 3-4 раза в год. Мероприятие даже специально анонсируют, тем более, что помывка, например, Клодтовых коней может затруднить движение по Аничкову мосту. А иногда оно превращается в перфоманс — как в прошлом году, когда в преддверии 310-летия города отмывали Медный всадник. Музыканты-неформалы подыгрывали мойщикам на оркестре из труб и ведер. Все чаще поступают предложения превратить этот ритуал в праздничное светозвуковое шоу вроде открытия фонтанов.
 
После мытья статуи положено натирать воском, чтобы они блестели на солнце. Каменные памятники мыть труднее, чем металлические, зато они меньше страдают от вандалов и вредных веществ.
 
В Музее городской скульптуры «МР» сообщили, что готовы взять на себя заботу о 80 памятниках и мемориальных досках. Сложные памятники приходится отмывать в течение всего рабочего дня. Как известно, монументов в городе гораздо больше, значит, придется как-то изыскивать возможности, чтобы их отмыть. Мойщики шутят, что труднее всего работать с Пушкиным, а легче всего — с Лениным. У первого была густая шевелюра и баки, а второй лишился шевелюры в ранней молодости.
 
Ежегодно в городе появляются по 5-10 новых памятников. Часть из них находится во внутренних дворах, например, айфон в НИУ ИТМО, поэтому публике не видны. Часть — в парках, потому что других мест не нашлось. Говоря откровенно, далеко не все скульптуры почитаются горожанами.
 
Памятники Петру I будут появляться, пока не вытеснят Ленина. Никто не будет озадаченно морщить лоб: «А кто это?», оказавшись у памятника Нахимову или Есенину. Но, например, скульптуру Франсиско де Миранды, подаренную лично Уго Чавесом, поставили исключительно из политических соображений, а не потому, что так захотелось петербуржцам.
 
Сами горожане тоже не остаются в долгу и, если хотят увековечить кого-то из современников-соплеменников, начинают сбор подписей, а потом и средств — на установку. Сейчас, например, собирают подписи за монумент лидеру «Короля и шута» Михаилу Горшеневу. Ведь памятник Цою удалось пробить, хотя на это и ушло два десятка лет.
 
Требуется собрать 100 тысяч подписей, но это — только первый этап. Удачный опыт установки памятников — это, как правило, сочетание крупного капитала с желанием пропиариться и обозначить свой патриотизм, как ни цинично это звучит. В Музее городской скульптуры этот тренд поняли давно и с 2005 года добились от города разрешения следить только за теми памятникам, которые находятся на балансе МГС.
 
Новые скульптуры, чье появление было инициировано всевозможными купеческими, морскими, казачьими клубами, оказались в положении кукушкиных детей. Породить-то их породили, но заботу переложили на других. Другие — тот же музей — брать ее на себя не хотят. Эксперты предлагают два выхода из ситуации: или передать часть памятников на баланс районных администраций, или обязать следить за ними тех, кто поставил. Ведь птичьи отметины и неприглядный вид — это сущие пустяки по сравнению, например, с той опасностью, которую представляет плохо закрепленный памятник во время урагана.
 
P.S. Экскурсия по Вашингтону включает посещение президентских мемориалов — Джефферсона, Линкольна и др. Сразу бросается в глаза, что статуи обоих президентов издали не видны, потому что размещаются под крышей, в окружении колонн, так что мемориалы больше напоминают греческие храмы. Есть много причин у такого архитектурного решения: можно, например, предположить, что американцы хотят искусственно состарить свой город, вот и используют греческие мотивы. Но главный результат налицо: никакие птицы на головы президентам не гадят.
share
print