Истории

Кто избавит Петербург от рекламного шума

Уличная звуковая реклама для Петербурга в новинку: еще два года назад ею пользовались только на рынках. Поэтому бороться с такой рекламой в городе не умеют. Но депутаты говорят, что шансы всё же есть.

 

Активисты «Красивого Петербурга» проиграли битву против звуковой рекламы на эскалаторах и на городских улицах. Свое заявление в Роспотребнадзор активисты готовили несколько месяцев: собирали жалобы с населения, наносили их на карту, просвещали граждан на предмет того, как самостоятельно подать обращение. За неделю скопилось несколько десятков адресов.
 
Анализируя объекты жалоб, можно было нарисовать своеобразный портрет потребителя подобной рекламы: растолстевшая от пирожков женщина с китайским мобильником, в шубе, увешанная золотом и при этом любящая посидеть в кофейне на деньги, одолженные в системе быстрого займа. Впрочем, лично мне нравится реклама «кофешопов», потому что она подается приглушенно и с вкрадчивыми, интимными интонациями.
 
Защитники потребителей из Роспотребнадзора долго не могли понять, что именно от них требуют потребители; на запрос в положенный срок они не ответили - соизволили отреагировать, только когда активисты подали жалобу в прокуратуру. Роспотребнадзор должен был провести проверку, соответствует ли рекламный шум санитарным нормам 1996 года «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». Согласно цифрам, указанным в этом нормативе, уровень шума не должен превышать 55 децибел днем и 45 — ночью.
 
45 децибел — это разговор в полный голос. Для тех, чей офис или квартира расположены окнами на Сенную или Владимирскую площади, и кто привык открывать на лето окна, это вполне приемлемый показатель. Можно сделать замеры и написать жалобу на торговцев. Но львиная доля жалоб была написана петербуржцами, которых навязчивая реклама застигла в дороге. Хуже всего, конечно, на эскалаторах, а также на улицах: подходя к метро, стоя на светофоре и просто гуляя по улицам, горожане должны слушать однообразный рекламный бубнеж или жизнерадостные призывы все бросить и бежать в магазин.
Звуковая реклама прежних лет — приглашения на экскурсии, которые мы привыкли слышать на Невском проспекте - была своеобразной визитной карточкой города. Теперь турист запомнит не ее, а микрозаймы и шаверму.
 
Излишне говорить, что в крупных европейских городах рекламу можно услышать только внутри универмага, а никак не снаружи.
 
До обращения «Красивого Петербурга» в Роспотребнадзор поступили только две жалобы на «звуковой рекламный мусор»: одна оказалась анонимной, вторая не содержала точной информации - кто является юридическим лицом, ответственным за издаваемые рекламные звуки. Жалобы даже не приняли к рассмотрению. А когда жалоб стало много, выяснилось, что уличная территория Роспотребнадзору не подведомственна. Что касается метро, то внеплановые проверки показали: уровень звуковой трансляции на эскалаторах соответствует требованиям «Санитарных правил эксплуатации метрополитена». В данных правилах предельным уровнем шума названы 70 децибел.
 
Саннормы не видят разницы между вагонным шумом и рекламными зазывалками, но некоторые пассажиры почему-то плохо переносят именно последнее. К тому же рекламу не любят прерывать даже на время экстренных объявлений. Так, в начале прошлой недели, когда поезда по «синей» ветке в течение нескольких часов ходили только до «Московской», на форумах, посвященных метро, появились гневные посты: «Да, об этой проблеме объявляли по громкой связи. Но из-за рекламы было абсолютно невозможно что-то разобрать» (жалоба относилась к станции «Гостиный двор»). 
 
Нужна законодательная инициатива, решили активисты, и обратились к депутатам Законодательного собрания. Те разъяснили, что предъявлять претензии следовало в Федеральную антимонопольную службу, которая занимается борьбой с недобросовестной рекламой. Возможно, ФАС удастся доказать, что так навязывать свои услуги — не очень добросовестно. В данном случае на антимонопольщиков возлагают надежду, что они смогут добиться внесения поправок в Закон о рекламе.
 
***
Участник интернет-форума «СабвейТолкс» (посвящен метро) недавно замерил уровень шума в вагонах. На Кировско-Выборгской линии в обе стоорны диапазон - 83-88 децибел. На Московско-Петроградской — от 80 до 98. Самый тихий перегон — от «Горьковской» до «Петроградской», самый громкий - «Пионерская»-«Удельная». На Невско-Василеостровской — 91, а если ехать в новом поезде «НеВА» - то 71-76 децибел. Получается, что даже «НеВА» не слишком соответствует санитарным нормам.
share
print