Истории

В Петербурге рабочие места перемещаются на окраины, но пробок меньше не становится

Центр Петербурга постепенно теряет статус делового района: все больше рабочих мест появляется на окраинах. Это неплохой признак. На периферии растут бизнес-центры – далеко от метро, но с вместительными парковками. Как выяснилось, больше всего вакансий в городе предлагают в районе метро «Московская».

Когда-то урбанисты и девелоперы пророчествовали, что петербургским даунтауном должны стать Выборгская набережная и район Большой Охты. Сейчас ситуация изменилась.

По подсчетам рекрутинговой компании HeadHunter, больше всего рабочих мест петербуржцам предлагается в районе метро «Московская» - 3% от всего объема вакансий в городе. С одной стороны, это густонаселенный район, где пространство почти поровну поделено между квартирами и рабочими местами. В одном только Доме Советов (Московский, 212), если верить данным «Яндекса», обитают 132 организации. Но эксперты говорят, что первое место «Московской» обеспечил не он, а торгово-промышленная зона вокруг «Пулково». Этот кластер будет и дальше развиваться и прирастать рабочими местами - не только в профильной сфере, но и в смежных секторах, скажем, в общепите.

«Помимо Пулково, ввод самых больших объемов коммерческой недвижимости планируется в Лахта-центре, - отмечает Наталья Андреева, аналитик Центра стратегических разработок Северо-Запада. – Есть ещё две заметные зоны усиления общественно-деловой функции и создания новых рабочих мест – это территории «Ленэкспо» (после того, как выставочный комплекс перенесут в «ЭкспоФорум») и «Морской фасад». При этом «в среднем по больнице» ситуация в ближайшие годы сильно не изменится: в четырех центральных районах города по-прежнему будет сконцентрировано не менее 50% рабочих мест».

Похоже, прогнозы насчет Лахты начинают сбываться: на втором месте станций с большим количеством рабочих мест оказалась «Старая Деревня». Аналогичный показатель (2% от общего числа вакансий) – у «Ладожской» и «Василеостровской». Теперь понятно, почему на Васильевском по вечерам такие пробки, а в метро не войти.

Неожиданностью является то, что другие центральные станции метро Петербурга в рейтинг не попали. Впрочем, 30% всех вакансий у всех рекрутеров – продавцы, торговые представители и т.п., а большие магазины размещаются как раз на периферии.

Стоит отметить, что офисы и предприятия на «Василеостровской» и «Петроградской» предлагают своим будущим сотрудникам менее высокую зарплату, чем периферийные. В среднем – 30 тысяч в месяц против 40 тысяч на «Старой Деревне» и 35 тысяч – на «Московской» и «Ладожской». Видимо, работа в центре сама себе награда. При этом на «Старой Деревне» не так много вакансий в сфере «производство», зато много в непопулярной, в общем-то, сфере «туризм».

Исследования «сколько времени вы согласны терять в дороге ради более высокой зарплаты» проводятся регулярно, в больших и малых городах. Самое большое исследование проводил портал Superjob. Выяснилось, что 35% населения страны тратят на дорогу менее получаса или работают дома. Еще столько же – от получаса до часа. 21% - до полутора часов, 7% - до двух и 2% – более двух часов. В самой распространенной категории «полчаса – час» многие отмечали, что на машине можно добраться за 20 минут, но с пробками выходит 50, что все равно выгоднее, чем общественный транспорт, забирающий полтора часа.

В группе трудоголиков, тратящих на дорогу более четырех часов в день, совсем мало тех, кто получает зарплату менее 35 тысяч – всего 1%. Зато тех, кто имеет от 50 тысяч в год – уже 4%. И все же львиная доля таких счастливчиков (37%) тратит на дорогу столько же времени, сколько и все, то есть полчаса-час. Надомников или тех, кто трудится на соседней с домом улице, больше всего среди низкооплачиваемых служащих (52% бедняков живут менее чем в получасе от работы). Но и 28% высокооплачиваемых работников могут похвастать тем же.

Наконец, очевидно, что для работников пенсионного возраста предпочтительна или работа возле дома (скорее всего, низкооплачиваемая), или – в полутора-двух часах езды. 16% людей старше 55 лет соглашаются ездить издалека, в то время как среди молодых этот показатель – только 7%.

Для Петербурга и Москвы полуторачасовой рубеж означает езду из области, то есть из другого субъекта. Хорошо, что все нынешние и будущие деловые районы находятся на крупных трассах - будь то КАД, ЗСД или Приморский район с обилием новых развязок. Но общественный транспорт по скоростным трассам не ходит. И если на юге часть надежд возлагают на аэроэкспресс, то на Васильевском острове и в Лахте ситуацию оздоровят только новые станции метро. И вряд ли они появятся раньше, чем наземная железная дорога. А офисы множатся уже сейчас.

Добавим также, что деловая застройка абсолютно не совпадает с застройкой жилой. Из 17 тысяч квартир, которые ввели в эксплуатацию за первый квартал 2014 года, львиную долю занимает Невский район, где работы не так много. На втором месте, правда, Приморский – но отнюдь не в пешеходной доступности от Лахты. На третьем месте – Пушкинский район.

share
print