Истории

Небывалое бывает: Петербург все-таки велосипедизируется

Летом в Петербурге появится сеть велопроката. Также на согласовании в Смольном лежит проект веломаршрутов, которые охватят весь город.

30 пилотных станций общественного велопроката появятся в Петербурге в июне 2014 года. Такую новость озвучил начальник отдела перспективного развития Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Александр Мишкевич на встрече с велоактивистами в четверг, 27 марта. Взять велосипед на прокат можно будет у метро, вокзалов, парков, площадей, скверов, в «Ленэкспо», а также у гостиниц Петербургского международного экономического форума, который проходит как раз в июне. Спонсором велопроката в нашем городе выступит «Банк Москвы».

«Сейчас мы внедряем велопрокат и смотрим, насколько он будет успешным, – передает слова Мишкевича сообщество «Велосипедизация». – На втором этапе планируем строительство велодорожек. Если нам выделят бюджетные деньги, то сможем организовывать и велосипедные маршруты. Постановление о развитии велосипедного движения сейчас находится на согласовании в Комитете финансов Санкт-Петербурга – его согласование там должно занять месяц».

«В проекте постановления о развитии велосипедного движения содержится список веломаршрутов, – комментирует координатор «Велосипедизации Петербурга» Дарья Табачникова. – Это не велодорожки, которые немедленно начнут проектировать, а направления, которые рассматриваются для проектирования. Их нужно посмотреть, обдумать, потом специалисты выберут оптимальный вариант их приспособления для велосипедного движения. 
 
Общественный прокат часто появляется в городах, где еще нет хорошей велосипедной инфраструктуры. В любом случае люди начинают пользоваться велосипедом сначала для развлечения, катаются по вечерам. Потом постепенно понимают, что это удобная штука, особенно когда станций велопроката становится много, и начинают использовать ее для перемещения из одной точки в другую. Например, вместо метро: не нужно делать по две пересадки, чтобы попасть на нужную ветку. Не нужно садиться в общественный транспорт и стоять в пробке. Центр города достаточно компактный, и за полчаса можно проехать его полностью, оставив велосипед на другой станции».

Аналогичный проект «Банк Москвы» реализовал в столице: сезон проката начался 1 июня и закончился 1 ноября 2013 года. В системе было задействовано 79 станций проката и тысяча велосипедов. Первые полчаса катания были бесплатными, далее час аренды стоил 30 рублей, два часа – 90 рублей, а три – 300 рублей. Тем, кто заранее оплачивал абонемент, сутки проката обходились всего в 100 рублей, неделя – в 250, месяц – в 450, а целый сезон – в 950 рублей. Чтобы воспользоваться услугой, достаточно было зарегистрироваться на сайте «Велобайк». По словам организаторов, за пять месяцев прокат не досчитался всего 14 велосипедов.

Следующий сезон велопроката в столице откроется 1 мая 2014 года, причем количество велосипедов вырастет до пяти тысяч, а оператора выберут в ходе конкурса. Спонсором выступит «Сбербанк».

Иллюстратор Ольга Боева и координатор «Велосипедизации Петербурга» Ольга Терри еще в январе передали эскизы возможного велопроката губернатору Петербурга Георгию Полтавченко и в крупнейшие банки. По их мнению, в велопрокате могут быть задействованы 30 автономных станций, 300 антивандальных велосипедов, и, как в Москве, первые 30 минут катания могут быть бесплатными.

 

Иллюстратор: Ольга Боева

Плюсы проката очевидны даже при отсутствии остальной велоинфраструктуры (в Москве она есть, а в Петербурге соответствующая программа была заморожена на два года). Пользователям проката не нужно хранить велосипед у себя дома, беспокоится о возможной краже, перевозить двухколесный в общественном транспорте, наконец, решение прокатиться может быть спонтанным. С другой стороны, практически нигде система велопроката не бывает прибыльной: в Москве организатор потратил 100 млн. рублей на закупку станций и велосипедов. По этой причине от системы отказался Хельсинки в 2010 году: полностью бесплатные велосипеды пришли в негодность, а прибыль от рекламы и бюджетные субсидии оказались недостаточными для приобретения новых велосипедов. Закрылся прокат и в Копенгагене в 2012 году, но, видимо, из-за того, что у большинства горожан и так были велосипеды.

В мире существует более 200 программ городского велопроката. Первый общественный велопрокат появился в Амстердаме в 1965 году по инициативе молодежного движения «Прово» – идея воспринималась большинством горожан как идиотская провокация (следующей частью плана было обязать полицейских выдавать бесплатные контрацептивы). Однако сейчас в Нидерландах существует общенациональная система проката с электрическими велосипедами.

Список веломаршрутов, включенных в проект постановления о развитии велосипедного движения:

1. «Комендантский аэродром Центр» (ст.м. «Комендантский проспект» – Финляндский вокзал);
2. «Проспект Просвещения – Центр» (ст.м. «Проспект Просвещения – ст.м. «Озерки» – Финляндский вокзал);
3. «Гражданский проспект – Центр» (ст.м. «Гражданский проспект» – Финляндский вокзал);
4. «Хасанская ул. – Центр» (Хасанская ул. – пр. Наставников – пр. Косыгина – Заневская пл.);
5. «Купчино– Центр» (ст.м. «Международная» – Московский вокзал);
6. «Московская пл. – Центр» (ст.м. «Московская Московский вокзал);
7. «Проспект Луначарского» (пр. Луначарского от Выборгского ш. до ул. Руставели);
8. «Ленинский проспект – Балтийский вокзал» (ст.м. «Ленинский проспект» – Балтийский вокзал);
9. «Ленинский проспект» (Ленинский пр. от ул. Доблести до ст.м. «Московская»);
10. «Пушкин – Колпино» (ж.д. ст. Царское Село – ж.д. ст. Колпино);
11. «Кронштадт» (Цитадельское ш. – Кронштадтское ш. – Тулонская аллея);
12. «Санкт-Петербург – Зеленогорск» (ст.м. «Старая деревня» ж.д. ст. Сестрорецк – ж.д. ст. Зеленогорск);
13. «Санкт-Петербург – Ломоносов» (ст.м. «Ленинский проспект» – ст.м. «Проспект Ветеранов» – Петергофское шоссе – ж.д. ст. Новый Петергоф – ж.д. ст. Ораниенбаум);
14. «Санкт-Петербург – ж.д. ст. Павловск» (ст.м. «Московская» – Витебский пр. – пос. Шушары – ж.д. ст. Царское Село – ж.д. ст. Павловск);
15. «Санкт-Петербург – Парголово» (ст.м. «Озерки» – Выборгское ш. – пос. Парголово);
16. «Санкт-Петербург – Колпино» (ст.м. «Международная» – Софийская ул. – ж.д. ст. Колпино)».
 

share
print