Истории

Местной власти в Петербурге грозит паралич

111 муниципалитетов Петербурга превратились в междусобойчики и кормушки для бюджетников, а «молодая шпана» может блокировать их работу.

Муниципальная власть в Петербурге состоялась и не нуждается в реформе. К такому выводу пришли лекторы «Школы муниципального депутата» на площадке «РИА-Новостей», стоявшие у истоков местного самоуправления в нашем городе. Замглавы «Финляндского округа» Александра Кирпичникова напомнила, в какой атмосфере создавались муниципалитеты: «Шел 1997 год, в августе убили вице-губернатора Михаила Маневича, а в сентябре должны были проводиться первые выборы. Дворы в городе были разбиты, все парадные открыты, денег в городе не было. В большинстве муниципалитетов выборы вообще не состоялись, а когда был отменен порог явки 25% – в Красногвардейском и ряде других районов депутатов избирали всего 3% населения».

Теперь, отмечает Кирпичникова, явка на местные выборы повысилась, а сами муниципалитеты открыты, в других же органах власти стоят «вертушки» с охраной. Нынешняя структура из 111 муниципальных образований, по ее мнению, соответствует Европейской хартии местного самоуправления: администрации находятся в шаговой доступности для населения в течение светового дня. «Жители уже ассоциируют себя с муниципальными образованиями. Они получили красивые названия, кроме нескольких, у которых остались номера. Но, например, 21 (МО в Калининском районе) – это красивое число, очко. Оно не мешает жителям чувствовать сопричастность к местной власти», – добавила Кирпичникова.

Когда муниципалы говорят, что им мало денег... Вы эти пять копеек освойте!

Член Горизбиркома Нина Шубина, «крестная мать петербургских муниципалитетов», тоже позитивно оценивает работу своих «крестных детей». «Единственное, что мешает – это амбиции. Человеческий фактор. Работает прекрасный пригородный муниципалитет, не имею права его называть. Они уже все улицы сделали, детские площадки отремонтировали, давай пробивать детсады. Пусть дадут им на эксперимент. Пробила, дала... Прошел созыв – друг друга пересажали. Кого из-за поддельного диплома, кто из бюджета украл пять копеек... Все, отняли назад детские сады. Поэтому когда муниципалы говорят, что им мало денег... Вы эти пять копеек освойте!»

Как известно, выборы в 108 муниципалитетах Петербурга состоятся 14 сентября. Шубина назвала и другие сроки: с 10 по 15 июня пройдет назначение выборов, до 20 июня – регистрация и выдвижение кандидатов. После этого начнется агитационный период, который продлится до голосования.

По сообщениям СМИ, на участках в сентябре могут появятся КЭГи (комплексы электронного голосования) – это сенсорные экраны наподобие терминалов оплаты мобильной связи, которые вообще обходятся без бюллетеней. Если на участках будут установлены веб-камеры, они не смогут наблюдать за КЭГами, поскольку это нарушит тайну голосования. Возможность контроля, таким образом, сведена к минимуму.

Однако Нина Шубина утверждает, что выборы состоятся по старинке: «На местных выборах мы еще не применяли КОИБы или КЭГи. Эти выборы организуются за местные бюджеты, а задача Санкт-Петербургской избирательной комиссии – контролировать соблюдение прав граждан. Мы никаких предложений им делать не имеем права. Мы будем передавать прозрачные на 100% урны, которые мы закупили еще в 2012 году перед президентскими выборами. И даже не могу вам сказать, будут ли применяться веб-камеры, не говоря уже о КЭГах. Это связано с затратами «Ростелекома» и подведением специальных сетей – они не могут быть постоянно подведены, это же большие деньги».

«Таких денег у нас в бюджете нет, в среднем где-то 2 млн тратит муниципалитет на выборы», – добавила Александра Кирпичникова.  

Никакой горизонтали власти у нас нет. Есть строгая вертикаль власти. Муниципальная власть непопулярна, она никому не интересна, и на руководящие посты приходится «пинать» бюджетников. Получается междусобойчик.

Бравурные реляции чиновников относительно муниципальной власти не разделяет координатор движения «Красивый Петребург» Красимир Врански: «Давайте будем реалистами, никакой горизонтали власти у нас нет. Есть строгая вертикаль власти. В администрациях районов утверждаются списки как членов избирательной комиссии, так и списки будущих кандидатов, которые пройдут без проблем. Есть также вице-губернатор, отвечающий за выборы. Муниципальная власть непопулярна, она никому не интересна, и на руководящие посты приходится «пинать» бюджетников. Получается междусобойчик».

По мнению кандидата психологических наук, политического консультанта Марии Пушкиной, всё идет к тому, что во многие муниципалитеты в равном колличестве будут избраны оппозиционеры и «единороссы», что грозит обернутся параличом местной власти: «Мы получим 111 недееспособных муниципальных образований. Сейчас идет новая волна, старые команды уже не в силах победить. Поэтому я с опаской жду, что придут новые, абсолютно неподготовленные, с чистым сердцем, с чистыми порывами люди... Но чистыми намерениями понятно куда дорога выстлана».

***
В нынешнем составе депутатов-муниципалов (1,5 тысячи человек) преобладают бюджетники – 50%, пенсионеры – 16%, работники частных фирм – 13% и предприниматели – 11%. Больше половины из них мужчины. Молодых, до 25 лет, всего 0,6%. Больше всего депутатов в возрасте 50-65 лет – 45%. Типичный муниципал – это школьный учитель или работник поликлиники из «Единой России» или партии-спойлера. 10% депутатов в Петербурге работают на постоянной основе и получают обычную зарплату, остальные получают компенсацию 900 рублей.

Бюджет всех муниципалетов Петербурга составляет 2% от бюджета города. Зато они могут повлиять на исход губернаторских выборов: кандидату для регистрации необходимо собрать подписи 10% мундепов.
 

share
print