Истории

Бороться с фашизмом или тихо гундеть – что делать оппозиции во время триумфа власти

Российские власти пришли к успеху - как они сами его понимают. Рейтинг президента на максимуме, а протестная активность – на минимуме. И хотя на улицы Москвы по-прежнему выходит много людей, общество в целом одобряет присоединение Крыма, и дорогостоящая Олимпиада уже мало кого возмущает. Политологи Юрий Коргунюк и Андрей Пионтковский по просьбе «МР» прикинули, что остается делать оппозиции.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), за минувшую неделю рейтинг президента России Владимира Путина вырос почти на 9% и побил пятилетний рекорд (75,7%). Это произошло на фоне проведения референдума в Крыму о присоединении к России. Среди жителей Москвы и Петербурга, которые в последние три года хуже оценивали президента, чем россияне в среднем, уровень одобрения также вырос и достиг максимума за пять лет – 71,3%.

Новые данные о протестной активности россиян опубликовал «Левада-центр». Желание принять участие в политических протестах сейчас выражает минимальное за последние шесть лет количество респондентов – 10% опрошенных. Массовые выступления в своем населенном пункте, направленные против падения уровня жизни или в защиту своих прав, считают невозможными 66% опрошенных.

Что остается делать оппозиции в такой обстановке?

Юрий Коргунюк, эксперт фонда «Информатика для демократии» (ИНДЕМ), считает, что оппозиции нужно подождать, пока спадет «патриотическая истерия», и спокойно готовиться к выборам:

«Патриотическая истерия – это крайне сильный допинг, который может на короткое время подхлестнуть силы организма, но, разумеется, ценой резкого ослабления внутренних структур этого организма, их разрушения. Истерию невозможно поддерживать несколько лет подряд, особенно в нынешнем случае – когда основания для неё не так уж велики. Олимпиада дает очень кратковременный эффект, это уже отыгранная карта. После присоединения Крыма начнутся проблемы. У нас и так в экономике дела шли ни шатко, ни валко. У нас была Чечня, которая, как пылесос, высасывала деньги из бюджета, а добавился еще и Крым. Так что оппозиции остается немножко подождать, пока не начнут проклевываться экономические проблемы.

Истерию невозможно поддерживать несколько лет подряд, особенно в нынешнем случае – когда основания для неё не так уж велики.

Сейчас важно не гнаться за трендом и сливаться в патриотическом экстазе с «Единой Россией», как это делают КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» – дивиденды от этого получает только Путин, и даже непримиримый ранее Эдуард Лимонов играет ему на руку, подзуживая после Крыма идти дальше на восток и на юг Украины... У оппозиции есть дела поважнее – выборы в сентябре 2014 года. Не бывает такого состояния, когда в доме нечего делать, всегда есть что помыть и починить. Так же и оппозиции нужно агитировать в социальных сетях, искать сторонников и людей, с которыми можно будет работать на избирательной кампании. «Единая Россия» сможет разыграть крымскую карту только на выборах федерального уровня, а на выборах местных останутся те же самые вопросы: почему дороги не отремонтированы, почему цены на все растут, почему тарифы ЖКХ словно сорвались с привязи?

Но всерьез рассчитывать, что удастся перебить патриотический поток, сейчас нельзя. Можно выйти против него, но тебя снесет. Остается стоять в стороне и тихо гундеть».

Андрей Пионтковский, ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН, напротив, уверен, что данные социологов – дутые, и сейчас самое время для решительного выступления оппозиции:

«Я не согласен с самой постановкой вопроса: "как оппозиции перебить восторг общества от присоединения Крыма и Олимпиады"... Посмотрите, сколько людей пришло на антивоенную демонстрацию в Москве 15 марта. Не знаю, было ли там 50 тысяч человек, но 30 тысяч - наверняка. И это много в той обстановке, когда президент называет противников войны «национал-предателями», а наши новые фашистские идеологи типа Дугина и Проханова в открытую призывают к физическому уничтожению людей. Для меня эти 30 тысяч дороже 80% населения, которые поддерживают аннексию Крыма. Поддержка Путина уйдет через несколько месяцев, и будет ясна цена преступления. А количество людей, от которых выступали эти 30 тысяч, только вырастет.

Поддержка Путина уйдет через несколько месяцев, и будет ясна цена преступления. А количество людей, от которых выступали эти 30 тысяч, только вырастет.

Я хочу напомнить, что социологические конторы, которые фиксируют рост рейтинга президента и спад протестной активности, полностью облажались на выборах мэра Москвы. Я им не доверяю. И понимаю, что перевод стрелок от жесткого авторитарного к откровенно фашистскому режиму с повесткой «воссоединения русских земель» – это последний аргумент, который остался у нашей власти. Очень скоро патриотическая эйфория спадет, и режим вызовет новое отторжение. Гитлера тоже поддержали в 1938 году, чем это кончилось в 1945-м, известно. И сейчас время спрессовано, идет намного быстрее.

Последнее, чем оппозиция должна заниматься в такой обстановке – это выборами. У нас вместо них имитационный процесс. Страна сползает в фашизм, а кое-кто у нас собирается бороться за приставные стульчики в Московской городской думе». 

share
print